Философия русского космизма

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX – начала XX века является космическая философия, или, как ее чаще именуют, русский космизм. Русский космизм – есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего – земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).
в) естественно-научные: – не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается отцом русского космизма. По сути, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи – победы над смертью, воскрешение мертвых. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем он полагал, что надо вернуть жизнь и предшествующим поколениям. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда человечество будет в состоянии победить и смерть. И Федоров считает, нужно переселить людей на другие планеты, а задача науки – помочь людям овладеть космосом.

Космизм Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых – естествоиспытателей, как Циолковский, Чижевский, Вернадский. Основанием своей “естественной философии” Циолковский считал “познание Вселенной”, а также “отречение от рутины, которую дает современная наука”. Циолковский себя считал материалистом. Он наделяет всю материю свойством чувствительности и одушевленности, хотя и присущей ее отдельным частям в разной степени. Наделенные чувствительностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в “высокообразованное существо”, атомы начинают мыслить. В других же случаях, в неорганической сфере, они как бы “спят”, ожидая своего часа. Жизнь, по Циолковски, вечна: “мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом”. Суть его космической философии “в переселении с земли и в заселении Космоса”. Поэтому изобретение ракеты было не самоцелью, а “только методом проникновения в глубины Космоса”.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский естествоиспытатель и мыслитель. По новому подошел и развил понятие “биосфера” и “ноосфера”. Биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям и поэтому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в Космос и проникновение в глубины планеты.

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *