“Золотое правило” нравственности и кантовский категорический императив

Этика: Этическое учение Канта изложено в соч. «Критика практического разума» (практ разум = совесть, руковод нашими поступками). Этика Канта основана на принципе «как если бы». Существование Бога и свободы невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум – это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив – требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • Человек как явление (поведение детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву, стремление к счастью через удовлетворение потребностей)
  • Человек как вещь в себе (категорич. императив, моральный, стремление к добродетели)

Нельзя отождествлять с «золотым правилом» нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (впервые сформулировано у Конфуция, встречается в разных видах у Сократа, Платона, Аристотеля; в еванг. от Матфея: «Делай всегда так, как ты хочешь, чтобы по отношению к тебе поступали другие».

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *