Программа курса ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ».

Цель курса: Познакомить студентов с актуальными проблемами культурологии, изучить общие закономерности становления и развития культурно-исторического про­цесса, систематизировать и обобщить знания в области политической, хозяйственной, социальной, духовной и художественной культуры.

ТЕМА 1. Культурология как наука.

Культурология как комплекс научных дисциплин. Многообразие и многознач­ность подходов в исследовании культуры. Основные культурологические концепции XVII1-XX вв. Межкультурное общение и понимание – главная ценность культурологии. Основные характеристики культурологического метода познания. Теория и история культуры – составная часть культурологии.

Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Культура и цивилиза­ция. Очаги великих культур и великие цивилизационные эпохи в истории человечества.

Объективные закономерности развития мировой и национальных культур, их раз­нообразие, преемственность, взаимодействие и сотрудничество. Соотношение общече­ловеческого и индивидуального в культуре.

Социология культуры, ее сущность, структура и функции. Проблема типологии культуры в современной науке. Основные формы существования культуры, традиция как основополагающий принцип ее функционирования. Культура как способ реализа­ции творческих возможностей человека.

Мировая культура – вторая Вселенная человечества, ключ к пониманию духовно­го опыта и мудрости народов.

ТЕМА 2. Первобытная культура и ее особенности.

Культурологическая концепция происхождения человека. Основные этапы антро-посоциогенеза. Проблема первобытности. Дикость, варварство, цивилизация.

Становление культуры и ее ранние формы. Источники анализа и периодизация архаичной культуры. Закономерности начального папа развития человеческой культу­ры.

Материальная культура первобытного общества. «Неолитическая революция»: технические открытия, их результаты и последствия. Типологические особенности об­раза жизни и образа мысли людей в первобытной общине: быт, обычаи, верования.

Духовная культура первобытного общества. Мировосприятие и мировоззрение древнего человека. Происхождение первобытного мифа, его сакрализация. Миф как способ миропонимания и самопознания человека. Особенности и синкретизм мифоло­гического мышления и сознания.

Мифология и ранние формы религии. Своеобразие верований, ритуалов, обрядов и церемоний, их практическое и символическое значение. Первичные формы религиоз­ности и религии: анимизм, тотемизм, фетишизм. Шаманство как культурный феномен.

Роль искусства в становлении общества и человека. Первобытное искусство: воз­никновение, функции, духовное содержание. Эволюция художественного видения и сознания. Основные папы развития изобразительного искусства, разнообразие худо-

2

жественных форм (палеолит, мезолит, неолит). Первобытный реализм и символизм. Наскальная живопись и скульптура – феноменальное явление мировой культуры.

Наследие архаичной культуры, ее эстетические и этические нормы. Элементы первобытной культуры в культуре современного типа.

ТЕМА 3. Культура и искусство Древнего мира.

Египет. Специфические особенности развития культуры «речных» цивилизаций. Формирование древнеегипетской культуры, основные этапы ее развития, их связь с ис­торическими судьбами страны.

Политическая культура и се отражение в «Наставлениях» и «Поучениях» египет­ских фараонов о природе и задачах власти. Фараон Египта – «земной бог», сакрализа­ция власти и ее роль в укреплении деспотии. Особенности заупокойного культа фарао­нов, воплощение идеи вечности жизни в пирамидах, храмах и скальных гробницах.

Хозяйственная культура Египта: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Господство государственно-храмового сектора в экономике страны.

Возникновение монументального стиля в архитектуре, его грандиозность и маги­ческая сила. Величие храмовых комплексов Древнего Египта: общие принципы строи­тельства, сочетание архитектуры, скульптуры и живописи.

Египетский канон, правило «золотого сечения». Единообразие изобразительного искусства и индивидуализм художников и скульпторов, их устремленность к значи­тельному и вечному в творчестве. Каноническая условность рельефа, его симметрич­ность, линейность, геометрическая декоративность. Художественное совершенство и реализм скульптурного портрета. Идейное содержание искусства Древнего Египта, его связь с заупокойным культом. Египетская религия, особенности ее воздействия па ду­ховную культуру. Место и роль человека в религии и искусстве.

Письменность и науки в Египте: медицина, математика, астрономия, календарь. Древнеегипетская мифология. Расцвет литературы в период Среднего и Нового царст­ва: сказки, поучения, гимны богам и фараонам, повести, любовная лирика.

Культура повседневности: быт, нравы, обычаи и ритуалы египетского общества.

Египет в культурной памяти народов, сила эстетического воздействия египетского искусства.

Передняя Азия. Политическая культура Двуречья. Древневосточная деспотия как культурно-исторический феномен. Характерные черты и особенности царской власти в Шумере, Вавилоне и Ассирии. Правовая культура и ее роль в государствах Месопота­мии. Законы Хаммурапи -древнейший памятник юридической мысли.

Своеобразие хозяйственной культуры Двуречья: ирригационное земледелие, са­доводство, скотоводство. Роль храмового хозяйства в экономике и социальной жизни.

Религиозные представления народов Передней Азии, их устойчивость и влияние па развитие материальной и духовной культуры.

Особенности и совершенство монументального стиля в архитектуре: храмовые комплексы и дворцы Шумера. Новые формы зодчества в Вавилоне, обогащение архи­тектурного образа: арка, свод, сочетание вертикальных и горизонтальных сечений. Крепостные, дворцовые и храмовые ансамбли Ассирии. Нововавилонский этап разви­тия монументальной архитектуры: стены Вавилона, «ворота Иштар», храм Мардука, Этеменанки («Дом основания небес и земли»), «висячие сады» царицы Семирамиды.

Художественная культура Месопотамии: формирование рельефа, круглой пласти­ки, глиптики, настенной росписи; их сюжеты и стилистические особенности. Шумер­ские адоранты, портреты, стелы, статуи. Динамизм вавилонского изобразительного ис­кусства, его изысканность и декоративность.

Письменность Месопотамии: от «учетных фишек» к клинописи. Мифы и эпичес­кие поэмы о сотворении мира и людей, великом потопе, подвигах Гильгамеша. Разви­тие и расцвет шумеро-вавилонской математики, медицины, астрономии, астрологии.

3

Особенности образа жизни и ментальности народов Передней Азии. Взгляд на че­ловека и его образ в духовной и художественной культуре Месопотамии.

Ближний Востокмежконтинентальный перекресток цивилизаций. Материаль­ная и духовная культура финикийцев и хеттов. Создание алфавитного письма – важ­нейший шаг в развитии человечества. Формирование еврейского народа, общества и государства в Иудее. Появление монотеизма: Моисей и его Бог. Ветхий завет как па­мятник иудейской культуры. Библейские пророки и библейские пророчества в системе мировой духовной и художественной культуры.

Роль и значение пародов Древнего Востока в познании и художественном освое­нии мира. Синтез искусств – важнейшее открытие первых цивилизаций, ведущая тра­диция в развитии мировой культуры.

ТЕМА 4. Культура стан Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Индия. Древнеиндийская цивилизация: основные этапы развития, характерные черты, специфические особенности.

Политическая культура, ее теория и практика, доктрина царской власти. Паука управления государством и ее развитие в «Артхашастре», «Раджанити», «Данданити». Правовая и судебная системы Древней Индии. Особенности финансовой и налоговой политики.

Специфика социальной стратификации Индии: варны и касты. Быт и нравы тра­диционного индийского общества. Особенности семейно-брачных отношений: сосло­вие, семья, личность. Понятия дхармы и ашрамы в ментальности народа. Специфика идей и представлений ведийской эпохи. Своеобразие индийской религии: брахманизм, индуизм, тантризм. Буддизм – первая мировая религия. Личность Будды, принципы его вероучения, догматика и культ: спасение человека в мире страданий.

Самобытность, яркость и многообразие индийской культуры и искусства. Леген­дарно-мифологическое мироощущение – основа образного мышления индусов. «Ригве-да», «Махабхарата» и «Рамаяна» – шедевры мировой эпической поэзии.

Формирование эстетических принципов архитектуры и изобразительного искус­ства. Буддийская мемориальная архитектура: ступы, столбы – стамбхи, скальные хра­мы. Жанровые сюжеты скульптурных рельефов, круглой пластики, резьбы по камню. Эволюция образа Будды в художественной культуре, особенности его изображения в соответствии с иконографическими канонами.

Китай. Происхождение и некоторые особенности сословно-классовой цивилиза­ции, се генезис. Стабильность и самодостаточность китайской культуры, истоки ее тра­диционности и консервативности.

Политическая культура: учение о государстве и его высшей цели. Основопола­гающая идея империи: Сын Неба – Владыка Поднебесной. Создание и функционирова­ние системы бюрократического управления, источники ее формирования и пополнения. Значение социальной этики и административной практики для политической культуры.

Конфуцианство и его роль в определении основных параметров цивилизации Дальнего Востока. Принципы социального порядка, эталоны высшей добродетели и морали в древнекитайской традиции. Образ человека в конфуцианстве, идеализация гуманности и священного долга.

Особенности менталитета народов Китая. Оригинальность картины мира, призна­ние его совершенства и гармонии. Специфические черты мышления, психологии, пове­дения и религиозных взглядов.

Повседневная культура. Коллективизм – основа духовной и материальной жизни, главное условие человеческого общежития и деятельности. Быт и нравы китайского общества, система ценностей и ритуалов.

4

Особенности школьного образования. Нравственно-социальный характер учения о знании и истине. Развитие естественнонаучных знаний, выдающиеся технические изобретения.

Самобытность мифов, фольклора, сказаний, поэм и литературы Древнего Китая.

Принципы градостроительства, оригинальность китайского дворцового и граж­данского зодчества. Своеобразие буддийской архитектуры, ее грандиозность.

Китайское искусство как тайное постижение мира: эстетика и символ. Ориги­нальность и уникальность памятников скульптуры и живописи. Изящество и утончен­ность прикладного искусства Китая.

Япония. Культура Японии в древности. Герои, творцы и хранители японской ста­рины. Человек и мир в японской культуре. Формы и методы образования и воспитания, их значение для ретрансляции национальной культуры.

Основания японской эстетики: художественные традиции и новаторство. Своеоб­разие, лаконизм, простота и графичность архитектуры. Город как объект культурного воздействия, эстетика среды обитания. Светское и культовое зодчество: дворцовые ан­самбли и буддийские храмы. Понимание природы в культуре Японии, стилевое много­образие декоративных садов и садово-парковых ансамблей.

Развитие скульптуры, конкретное и индивидуальное понимание пластического образа, появление портрета. Оригинальность и безукоризненный вкус изобразительно­го искусства. Символ, мистика света и пространства в классическом пейзаже. Японская ксилография: технология и сюжеты.

Тема5. Культура народов Мезоамерики.

Майя: формативный, классический и мексиканский периоды в истории культуры. Географическое пространство, природно-климатические условия и их роль в возникно­вении специфических форм хозяйственной культуры. Особенности политической орга­низации майя, общественный строй, жреческая и правовая культура.

Мифологический характер религиозного сознания, сказания о сотворении мира и человека. Основные психологические черты характера народов майя, особенности мен­талитета и образа жизни.

Научные достижения астрономии, математики, медицины, технологические от­крытия. Художественная ценность памятников материальной культуры: монументаль­ная архитектура, величественная скульптура, декоративные росписи, произведения прикладного искусства. Образ человека в культуре майя: представления о значимости и могуществе, символика изображения.

Инки. Тайны, мифы и легенды исчезнувшей цивилизации, центры ее развития. Политическая культура империи сыновей Солнца. Абсолютизм Инки, его божествен­ная сущность, особенности наследования верховной власти. Высшая аристократия и ее роль в формировании административно-бюрократического аппарата управления. Пра­вовая культура государства: основные принципы законодательства и система наказа­ний. «Инкский» социализм, формы хозяйственной культуры.

Мифология и религия Солнца: жречество, ритуалы, представления о рае и аде. Социальная структура общества, его быт, нравы и обычаи. Повседневная жизнь в им­перии: три главные заповеди сыновей Солнца. Искусство инков – чудо американского Юга. Культовая архитектура Куско и его Золотой Сад.

Тема 6. Античность – эпоха в культурном развитии человечества.

Греция. Зарождение античной цивилизации, ее истоки, специфика, основные эта­пы развития. Формирование античной культуры, ее творцы и носители. Пространство античности и его изменения во времени. Основные категории эстетики: гармония, сим­метрия, ритм, мера и размеренность. Греческий космологизм и особенности религиоз-

5

ных взглядов. Олимпийский пантеон богов – единство стихийных сил природы и твор­ческих сил человека. Культ богов и героев.

Социально-политические и экономические условия становления греческой куль­турной традиции. Полис – основная форма общественного и государственного устрой­ства. Типология и динамика развития государственных форм. Тирания, олигархия, де­мократия: цели и методы управления.

Концепция суверенитета народа и ее роль в политической культуре. Становление демократического полиса, основ правового государства и гражданского общества. Дес­потические монархии эллинизма. Идеальное государство Платона – первая европейская антиутопия.

Характерные черты и особенности античного общества. Полисная система ценно­стей: духовная жизнь, мораль и нравственность. Права и обязанности гражданина, его отношение к государству.

Система воспитания и светского образования: цели, методы и формы. Наука как составная часть греческой культуры. Рождение нового стиля мышления и знания. Ста­новление научной картины мира. Античные прообразы современных научных идей. Математика, геометрия, физика, астрономия, медицина, риторика.

Греческая мифология: поэтическая сила и гуманистическая основа образов богов и героев. Концепция человека в литературе Древней Эллады. Эпический стиль героиче­ских поэм Гомера. Античная лирика и драматургия: происхождение трагедии и коме­дии. Рождение и генезис греческого театра, его роль в жизни общества.

Монументальность и динамизм архитектурных форм. Дворцы Крита и континен­тальной Греции. Ордерная система античного храма: пропорции, симметрия, дорий­ский, ионический и коринфский стили. Афинский Акрополь: Парфенон, Пропилеи, храм Афины, Эрехтейон. Расцвет гражданского и культового строительства в новых культурных центрах эпохи эллинизма: Александрия, Пергам, Родос.

Гуманизм античного искусства. Скульптура периода архаики: рельефы храмовых фронтонов, их композиция. Совершенство и возвышенный реализм пластического об­раза классики и его воплощение в шедеврах Мирона, Поликлета, Фидия. Идеальность, драматический пафос и поэтизация скульптур – символов эллинизма: Аполлон Бельве-дерский, Ника Самофракийская, Лаокоон, Венера Милосская.

Полихромная живопись Кносского дворца, росписи материковой Греции. Декора­тивная стилизация вазовой росписи: черно- и краснофигурная керамика. Открытия и изображения классического периода: силуэт, ракурс, светотень, объемная живопись. Появление портрета, пейзажа, натюрморта, исторической, батальной, бытовой живопи­си, карикатуры и рюпограммы.

Культура эллинской цивилизации – золотой фонд мировой культуры.

Рим. Роль и место латинской культуры, ее преемственность и новаторство.

Практицизм римской политической культуры, формы государственного устройст­ва, их особенности и эволюция: эпоха царей, аристократическая республика, принципат Августа, империя. Формы и методы политической борьбы: народные трибуны, плебис­циты, рождение популизма. Система территориального управления, государственный, административный и городской аппарат власти. Римское право и его роль в политиче­ской культуре. Военное искусство римлян.

Родовой строй Древнего Рима. Патриархальные представления и их роль в обще­ственном сознании римлян. Мировоззрение и социально-психологический облик раз­личных категорий населения. Духовные ценности римлян, идеалы республиканской поры, специфика имперской ментальноети.

Гражданственность и государственность – доминанты латинской культуры. Рим -центр культурной жизни республики, империи, столица мира.

Особенности теории и системы воспитания и образования: государственная и личная шкала ценностей, подчинение личных интересов гражданскому долгу.

6

Мировоззренческий характер и прагматизм научного знания в трудах Марка Вар-рона, Плиния Старшего, Сенеки, Страбона, Клавдия Птолемея. Технические знания, изобретения, инженерный гений римлян.

Особенности латинской мифологии, ее герои. Золотой век поэзии: Гораций, Вер­гилий, Овидий, Сенека. Литература периода упадка и разложения империи: «Сатири­кон» Петрония, «Золотой осел» Апулея, сатиры Ювенала.

Художественное мышление римлян, чувство жизни и красоты. Древнеримская материальная культура: рационализм и планомерность городских застроек, первые ин­женерные сооружения, рельефы погребальных урн.

Функциональность и конструктивизм зодчества времен республики. Величие и монументальность классической архитектуры императорского Рима.

Основные этапы развития латинского искусства, его задачи и идеалы. «Римский стиль» и его характерные черты. Самобытность реализма скульптурного портрета. Гражданская одухотворенность шедевров монументальной пластики, гармония истори­ческих рельефов колонны Траяна и триумфальных арок.

Повседневная культура римского общества. Быт дворцов и инсул, интерьеры особняков и хижин. Частная жизнь, брачно-семейные отношения, роль женщины в об­ществе.

Появление и развитие христианской догматики и культа. Образ Христа и его об­щечеловеческое значение. Крах политеизма. Становление христианства как государст­венной религии Римской империи.

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, фундамент мировой культуры. Художественное античное наследие и современность: значение и историче­ские аналогии.

ТЕМА 7. Культура средневековых цивилизаций.

Западная Европа. Проблемы хронологии и периодизации средневековья. Легенда о «темных веках», ее творцы и критики. Социально-экономические последствия вар­варских нашествий. Воздействие великого переселения народов на возникновение ро-мано-германского типа культуры. Типологические черты культуры V-XIV веков. Асин-хронность культурного развития различных регионов Европы.

Феодализм как форма политической культуры. Варварские королевства: станов­ление новых государственных структур, образование правящих династий, органы управления. Эволюция основных форм и типов средневековых государств: националь­ные монархии и региональные империи. Усиление централизации и роли общегосудар­ственного аппарата власти.

Политические учения о происхождении, сущности и целях государства. Рождение парламентов, «Великая хартия вольностей», введение института присяжных.

Концепция труда и богатства в хозяйственной культуре. «Аграрная» и «город­ская» революции средневековья. Характерные черты и особенности экономической жизни городов и деревень. Феодально-корпоративная организация производства, пра­вовая регламентация торговли. Возникновение денежного рынка и ростовщичества.

Расширение исторического пространства христианского мира. Превращение хри­стианства в мировую религию: основные положения вероучения, канонизация догматов и обрядов. Римская церковь и католицизм как культурообразующие факторы. Роль мо­настырей в сохранении и распространении культуры.

Религия как фактор социокультурной интеграции в средние века. Христианская картина мира и двумирность средневекового мышления. Концепция человека: идеал святости и формы его воплощения в сознании и поведении. Рыцарство и монашество как образы жизни. Новая система моральных ценностей, критерии нравственности.

Социальная стратификация средневековья, ее иерархическое строение и корпора­тивность. Общинный образ жизни и патриархальный образ мысли. Жизненные стерео-

7

типы и специфика ментальности: восприятие времени, пространства, истории. Образ колеса Фортуны. «Большая» и «малая» эсхатология.

Социология культуры средних веков. Элитарная культура дворцов и замков, при­дворный этикет. Рыцарский кодекс чести и его влияние на формирование субкультур средневековья. Полицентризм городской культуры.

Классификация и систематизация средневекового знания. Роль церкви в развитии духовного образования, создании школы, программ обучения. Университеты – учебные заведения нового типа, профессионализм научной подготовки. Ценностная ориентация и идеал научного знания. Средневековые теология, философия, космология, география, астрономия, алхимия. Технический прогресс и изобретения.

Героический эпос раннего средневековья. Религиозная и светская поэзия и проза. Рыцарский роман. Теория куртуазной любви. Лирическая поэзия трубадуров и минне­зингеров: культ Прекрасной Дамы в системе ценностей.

Единство и многообразие художественной культуры, особенности творческого сознания. Основные принципы и идеалы изобразительного искусства: эстетический универсализм, символизм, художественный синтез.

Дороманский период (V-X вв.). Рождение купольной архитектуры. Храм как зем­ное подобие града небесного. Фресковые и мозаичные композиции ранних базилик и ротонд. Развитие книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.

Романское искусство XI-XII вв. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре. Суровость и мощь романских сооружений: крепость, дворец, замок, мона­стырь. Храм как образ мирового совершенства. Скульптурная декоративность и пла­стическая выразительность гражданской архитектуры. Реализм и фантастика монумен­тальных рельефов, их сюжеты и композиции. Дальнейшее развитие средневековой жи­вописи: фреска, иконопись, витраж.

Готика XII-XIV вв. – новое понимание синтеза искусств, единство и целостность художественных проявлений архитектуры, скульптуры, живописи. Грандиозность ан­самблей готических соборов. Храм как символ бесконечности и безграничности боже­ственного мира. Архитектурные принципы готики, ее конструктивизм и декоратив­ность. Гражданское зодчество, мастерство строителей ратуш, бирж, домов знати. Мо­нументальная пластика и ее эволюция. Совершенствование живописной техники фре­ски, иконы, витража, мозаики. Искусство как особая форма проявления образа жизни в средние века.

Культура повседневности. Быт, нравы, обычаи, ритуалы и церковные праздники. Достойный образ жизни – семь христианских добродетелей. Мироощущения «просте­ца», «карнавальная культура» и «скоморошье искусство» города. Традиционализм де­ревенской жизни. Семейно-брачные отношения в системе средневековой культуры.

Универсальные итоги развития Западной Европы, складывание социокультурной общности. Рождение европейской цивилизации. Социально-экономические формы культурного самоопределения народов, возникновение национальных культур.

Византия – наследница культурной эллинской традиции и латинской античности.

Государственность – основа благополучия и процветания Византии. Эволюция политической культуры: от демократических обычаев к автократии. Имперская идея государственного устройства, культ императорской власти, ее неограниченный и все­объемлющий характер. Светская и духовная власть в Византии.

Восточное христианство: догматы, система морально-нравственных ценностей, идеал личности, путь к Богу. Менталитет, быт и нравы византийского общества. Вос­точная торжественность, пышность, театральность и зрелищность культовых и при­дворных церемониалов.

Светская система образования и развитие средневековой науки: книжность, эн­циклопедизм, универсальность

8

Религиозно-философское содержание византийского искусства. Архитектурный ансамбль Константинополя. Появление купольной базилики: храм св. Софии – феномен всемирной архитектуры. Крестово-купольный стиль: целесообразность, рациональ­ность и прочность монастырских комплексов и гражданского зодчества.

Каноны, сюжеты и композиции иконографии Священного Писания. Иконоборцы и иконопочитатели. Классический стиль монументальной христианской живописи, утонченное мастерство рисунка и мозаики. Значение этического начала в создании одухотворенного образа человека, постижение его чувств и мыслей.

Византийское искусство – важная ступень в развитии художественной средневековой культуры. Византия – духовная наставница славянского мира.

Арабо-мусульманская цивилизация. Ислам – новая мировая религия: идея едино­божия, связи с иудаизмом и христианством. Пророк Мухаммед и его роль в создании духовной и политической мощи ислама. Коран как явление мировой культуры. Кора-нические предания, картина мира, эсхатология и космология. Вероучение, догматика, культовые обязанности мусульман.

Проблема общественного идеала в исламской политической культуре. Этнические и географические границы средневекового арабского мира. Слияние светской и рели­гиозной власти, модели социально-экономической и политической организации: хали­фат и имамат как формы государственного устройства. Сила и слабость халифата, цен­тральная власть и сепаратизм.

Нравственные принципы и концепция человека в исламе. Вопросы веры, разума, свободы воли и идея абсолютной предопределенности поступков. Религиозно-светский синкретизм арабского менталитета, его корпоративность. Ценностные структуры и со­циальная мобильность мусульманского общества. Формирование сознания исключи­тельности и превосходства правоверных, воспитание воинственного фанатизма.

Повседневная культура: быт, нравы, образ жизни, культ святых мест, ритуальное паломничество. Институт семейно-брачных отношений, этнические стереотипы пове­дения. Женщина в мусульманской культуре.

Наука и техника мусульманского мира, великие ученые арабского средневековья. Создание литературного языка, развитие литературы, поэзии, ораторского искусства.

Монументальность и декоративность культовой и светской архитектуры: мечети и медресе, дворцы и караван-сараи. Безграничность художественной фантазии создате­лей орнаментов и арабесок. Прикладное искусство Ближнего и Среднего Востока.

Культурный феномен средневековой мусульманской цивилизации. Взаимодейст­вие арабских и культурных европейских традиций в период крестовых походов. Хри­стианство и ислам – встреча двух культур.

ТЕМА 8. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации.

Превращение Европы в качественно новую цивилизацию. Общие закономерности в развитии всех регионов континента, неразрывность судеб его народов. Историко-культурное пространство Возрождения и Реформации, их геополитический аспект. Единый, интернациональный, сверхгосударственный характер культурных процессов, создание духовной общности европейцев, «открытие мира и человека».

Политическая культура XIV-XVI вв., новые концепции и теории развития госу­дарства и общества. Плюрализм государственного устройства: пополанский республи­канизм, патрицианская олигархия, правление мудрого государя. Реформация как обще­европейское движение и форма политической борьбы. Эволюция правосознания и по­литической морали. Падение авторитета и власти папства. Зарождение национального единства, складывание элементов будущих наций, полицентричность Европы.

Переходный характер хозяйственной культуры: кризис феодальной экономики,

зарождение раннекапиталистических отношений, внедрение торгового капитала в про­изводство, возникновение мануфактур. Воздействие товарно-денежных отношений на

9

деревню, переход к денежной ренте и его последствия. Аграрная революция как пред­посылка генезиса капитализма.

Экономическая мысль Возрождения и Реформации: труд и собственность, теория денежного и торгового баланса, ранний и поздний меркантилизм.

Гуманизм – идейное содержание культуры Возрождения, ее интегрирующее на­чало. Грандиозность и жизнерадостный оптимизм ренессансной концепции человече­ской личности, богатства и величия человеческого духа.

Человек – смысловой центр культуры, божество земной жизни: возможности и пределы всестороннего развития личности. Критика феодального мировоззрения, пред­рассудков сословного строя, аскетизма, теории воздержания. Этические учения гума­нистов. Образ жизни и поведения мыслителей Возрождения: обращение к античности, новая система духовных ценностей и идеалов, представления о добродетели, счастье, любви и дружбе.

Роль гуманизма в становлении западноевропейской ментальности. Изменение общественного сознания, рост светских настроений, начало секуляризации всех сфер культурной жизни, духовного мира человека. Мировоззренческий дуализм в общест­венном сознании эпохи.

Идеология и сущность Реформации: эволюция христианской идеи, рождение но­вой религиозной психологии. Протестантская этика и становление рационализма. Но­вое понимание роли и места человека в мире. Революционные изменения в системе ценностей и образа жизни.

Проблемы периодизации и территориальных границ культуры Возрождения, ее демократизация. Рождение ренессансной интеллигенции, культ знаний и учености. Ле­онардо да Винчи – предтеча современного экспериментального естествознания, его на­учная деятельность, открытия, изобретения. Возникновение светской науки, развитие математики, физики, астрономии, биологии, океанографии. Формирование новой кар­тины мира в трудах Н. Коперника, Д. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея. Свободомыслие ученых и католическая церковь, инквизиция и ее жертвы. Влияние Реформации на раз­витие образования и науки.

Появление новых форм творчества и стилевых течений в ренессансной литерату­ре, ее жанры. «Божественная Комедия» Данте Алигьери – гимн величию человека и его духовной гармонии. Становление Ф. Петрарки как поэта и гуманиста, новаторство его творчества и программы развития культуры. Светская концепция человека в новеллах и эпических поэмах Д. Боккаччо. Своеобразие прозы и поэзии во Франции и Англии. Ли­тературно-театральная деятельность В. Шекспира: величие творчества, масштабность трагизма, историзм драматургии.

Характерные черты и этапы в развитии художественной культуры. Представления титанов Возрождения об искусстве как высшем деянии человеческого гения, о предна­значении художника. Достижения и открытия Ренессанса: линейная и воздушная пер­спектива, реалистическая трактовка пропорций и анатомии человеческого тела.

Новые художественные мотивы в зодчестве: сочетание готической архитектуры с купольной, нарядность и декоративность гражданской архитектуры. Творчество и кон­структивные поиски Ф. Брунеллески и Л. Альберти. Величие и гармония идеи цен­трально-купольного сооружения и ее осуществление в соборе св. Петра. Создание ар­хитектурных ансамблей Рима, Флоренции, Венеции и других итальянских городов.

Утверждение идеалов изобразительного искусства, его общечеловеческий смысл и традиции. Зарождение элементов реалистического мышления, светские тенденции в творчестве художников Кватроченто, поиски новой манеры письма. Сочетание чувст­венной красоты и возвышенной одухотворенности в портретной живописи. Своеобра­зие, величие и душевная чистота шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля. Живопись Микеланджело: яркая эмоциональность образов, драматизм конфликтов, трагизм гря­дущей мировой катастрофы. Притягательная сила полотен Тициана.

10

Реформатор итальянской скульптуры Донателло, сочетание мощной пластики с идеалами Ренессанса в его творчестве. Идея гражданской доблести и подвига в скульп­турных композициях Микеланджело, их духовность и гармоничность.

Взаимодействие итальянского искусства с художественными местными тради­циями. Происхождение и особенности Северного Возрождения. Специфика и своеобра­зие художественного идеала народов заальпийских стран. Нидерландская и германская живопись, поэтизация природы, фольклорные мотивы в творчестве художников.

Утрата идейно-художественной целостности культуры в период Позднего Возро­ждения, начало острого кризиса гуманистических настроений, разрыв между идеаль­ными образами и реальной жизнью. Зарождение маньеристических тенденций и пере­ходных форм искусства, смена культурных парадигм и ценностных ориентации.

Культура повседневности: рождение новых жизненных стереотипов. Быт и нравы ренессансного общества, реалии материальной жизни. Роскошь застолий аристократии и массовое потребление. Интерьеры дворцов и загородных вилл, городские дома и сельские жилища. Капризы европейской моды, рождение национального костюма.

Западноевропейский Ренессанс – достояние мировой культуры. Региональный динамизм, культурные контакты, взаимодействие этнических культур – прочный фун­дамент для формирования национальных культур народов Европы.

ТЕМА 9. Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения.

Великая тайна Запада: европейская цивилизация и капитализм. Выход западной цивилизации за географические рамки. Начало процесса создания мировой цивилиза­ции западноевропейского типа, ее основные черты и достижения.

Сложность и противоречивость эпохи, особенности политической культуры. Аб­солютизм и его роль в сохранении старых государственных и социальных порядков. Появление «полицейского государства», проблемы личной и общественной свободы.

Просвещение – великое духовное движение, его связь с гуманизмом и Реформа­цией. Хронология и география Просвещения, идейное содержание и интернациональ­ный характер взглядов его лидеров. Разрушение традиционных представлений о боже­ственном происхождении власти. Просветители о возможности и путях построения го­сударства нового типа и достижении социальной гармонии. Энциклопедия и энцикло­педисты.

Многообразие форм государственного устройства в XVII-XVIII в.: абсолютная и конституционная монархии, ранние буржуазные республики. «Просвещенный» абсо­лютизм: роль монарха в укреплении государственности, проведении реформ, осущест­влении идеи «общего блага».

Ареал революционных движений и анатомия революций. Революция как средство насильственного изменения политических структур, как глобальная ломка устоев ста­рого мира. Консервативный характер английской революции, роль компромисса в ней. Великая французская революция как политическая и социокультурная доминанта XVIII в.: радикализм и умеренность в теориях и действиях революционных сил.

Особенности хозяйственной культуры XVII-XVIII в.: от экономической стагнации к капиталистической системе производства. Конкурентная борьба, экономическое со­перничество, становление колониальной системы: лидеры и аутсайдеры. Роль Европы в создании мировой торговли. Национальные биржи и банки, торговый и кредитный ка­питал. Особенности коммерческой морали и этики: утраты и приобретения.

Модернизация человеческого сознания. Рождение оптимистического мировоззре­ния, культ Разума, новая система ценностей: Свобода, Равенство и Братство. Ломка корпоративной структуры общества, формирование новой социальной стратификации. Начало формирования гражданского общества, его нравственных и правовых основ.

Западноевропейская культура Нового времени. Социокультурные параметры раз­вития науки, формирование рационалистической картины мира, революция в научных

11

знаниях. Система светского образования и научной деятельности. Прикладная значи­мость научных открытий, их связь с техническими изобретениями.

Эстетические доминанты художественной культуры XVII в. Мировоззрение ба­рокко, его динамизм и экспрессия. Пластическая выразительность архитектуры и скульптуры, декоративность городских площадей, дворцов, садово-парковых ансамб­лей. Культурный феномен классицизма, его периодизация. Основные ценности класси­цизма: человек как идеальный подданный абсолютистского государства. Реализм в изобразительном искусстве. Создание национальных школ живописи. Великие фла­мандцы и голландцы. Искусство Италии и Испании. Характерные черты культуры и специфика искусства Франции.

Рождение художественных выставок и художественной критики, их роль в фор­мировании эстетических вкусов эпохи. Складывание структурных элементов культуры: начало эстетики, теории и истории искусств. Академии изящных искусств и концепция «свободного» художника.

Стилевое своеобразие искусства XVIII в., становление новых жанров и методов. Рокальный стиль камерного искусства: утонченность и изысканность рококо. Сенсуа­лизм и эмпиризм, символизм и сентиментализм: воспроизведение чувств и настроений, интимность и лиризм образов в творчестве мастеров Италии, Франции, Англии, Испа­нии. Формирование национальных культур и художественных школ.

ТЕМА 10. Европейская цивилизация и культура XIX столетия.

XIX век – триумф капитализма, формирование индустриальной цивилизации ее политической культуры. Эпоха революций в Европе, их типология и национальная специфика. Победа буржуазии и ее закрепление в конституциях европейских госу­дарств. Плюрализм и демократия, многообразие политических структур, складывание гражданского общества и правового государства. Особенности американской демокра­тии, пути ее совершенствования: диалог государственной власти и общества.

Промышленная революция и промышленный переворот: экономический и соци­альный аспекты. Стандартизация производства и потребления. Развитие экономической ответственности и инициативы. Появление нового типа предпринимателя: модель эко­номического человека. Создание мирового рынка и мирового хозяйства. Невиданный размах свободной конкуренции, рождение рекламы и международных промышленных выставок. Динамика технического прогресса, необходимость непрерывного технологи­ческого обновления. Страны «старого» и «молодого» капитализма: расстановка сил к концу XIX века, смена лидеров, обострение борьбы. Модернизация и милитаризм.

Урбанизация и изменение социального облика Европы. Культурно-политические стремления и социально-экономические интересы буржуа, основы морали и нравствен­ности. Рабочий вопрос – главное явление социальной жизни. Капитал и наемный труд, развитие фабричного законодательства. Рождение политической экономии: А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо. Возникновение социальных наук, разнообразие школ и направле­ний. Появление социальных утопий, их общие и специфические черты. Поиск «новой социальности» в теориях и практике утопизма. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн о бу­дущем человечества и перспективах цивилизации. Социальная доктрина и экономиче­ская система К. Маркса и Ф. Энгельса.

Социокультурные доминанты научной революции: реорганизация системы обра­зования, профессионализм знаний, технические открытия и изобретения.

Эстетические взгляды и эстетические идеалы эпохи. Искусство критического реа­лизма. Революционный классицизм. Романтический переворот в культуре, иррациона­лизм в искусстве XIX в. Судьба и эволюция импрессионизма. «Салон отверженных». Поиск новых форм, средств и методов выражения в художественной культуре: модер­низм, постимпрессионизм, декаданс. Формирование символического языка искусства.

Культурные итоги XIX столетия.

12

ТЕМА 11. Облик XX века. Мир на пороге третьего тысячелетия.

Динамизм и целостность современного мира. Важнейшие политические события и процессы XX века. Создание социально-активного государства. Консенсусный харак­тер взаимодействия государства, общества, личности. Стабильность правовой системы, гарантированность политических и индивидуальных прав человека. Консолидация гражданского общества, его инфраструктуры.

Развитая рыночная экономика: основные варианты экономических систем. Реалии американского капитализма, общее и особенное в экономической культуре: путь к ли­дерству, причины быстрого подъема и расцвета. Факторы роста японской промышлен­ной системы: традиции и современность. Транснациональная экономика.

Индустриальное общество – вершина социального развития XX века. Проблемы нравственности и духовности в общественной жизни. Место и роль религии в культуре XX столетия. Классические религии и неореформаторство. Теологический модернизм, «обмирщение веры». Ислам как историческое явление в мировом сообществе. Особен­ности и перспективы воздействия религии на духовную жизнь общества и общечелове­ческие ценности. Демократическая и тоталитарная концепции человека: границы и уровни свободы личности.

Постиндустриальное общество в концепциях современных футурологов, прогно­зы ученых Римского клуба.

Исторические традиции и особенности развития США. Формирование американ­ского менталитета и ценностей «американизма». Социально-политическая эволюция американского общества, гражданские права, политические и общественные структуры в США. Американский образ жизни.

Наука в системе культуры XX века. Создание новой картины мира. Сущностные характеристики науки как культурного явления. Наука и культура: противоречие и единство. Феномен научно-технической революции и компьютеризации. Новый соци­альный статус ученого, возрастание нравственной ответственности перед обществом.

Образование как социальный институт и его место в культуре на рубеже тысяче­летий. Модели и системы образования: цели, задачи, средства.

Сложность художественной культуры XX в., многообразие концепций, форм и стилевых направлений. Новые черты реализма и модернизма: искания и приобретения. Функционализм и конструктивизм архитектуры, пластический стиль и современные технические возможности зодчества. Образ человека в изобразительном искусстве. Авангардистские течения в художественной культуре: кубизм, сюрреализм, абстрак­ционизм. Постмодернизм как феномен культуры.

Рождение массовой культуры, стандартизированный характер ее производства. Усиление элитарной культуры, ее дистанцирование от реальности, темы отчуждения в литературе и искусстве. Классика и авангард театра и кино. Новый язык киноискусства и его влияние на культуру XX века.

Характерные черты культуры США: преемственность и своеобразие. «Культур­ный взрыв» 60-х годов XX века. Роль деловых кругов Америки в развитии искусства, создание персональных фондов. Сексуальная революция и ее последствия. Рок-культура в социокультурной ситуации второй половины XX столетия.

Американизация европейской культуры и проблема сохранения самобытности в условиях постиндустриального общества.

Итоги и перспективы развития мировой культуры.

Малышева Елена Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российского государства факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1970 г. закончила исторический факультет МГУ, затем аспирантуру, с 1977 г. преподаёт различные исторические дисциплины на гуманитарных факультетах университета.

Разработала авторские программы и лекционные курсы “История мировых цивилизаций”, “Культурология. Истории мировой культуры”.

Опубликовала около сорока научных и учебно-методических работ общим объёмом свыше 70 п. л., в том числе учебные пособия для студентов “История мировых цивилизаций” в 1998 и в 2000 годах, “Культурология. История мировой культуры” в 2004 г.

Запись опубликована в рубрике Культурология с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *