Эллинистическо-римская философия

Эллинизм – 300-летний период (с 338 г. до н.э: победа А. Македонии над Грецией до 30 г. н.э.: перестало существовать последнее эллинистическое гос-во – эллинистич. Египет. Огромная империя А. Македонского, столица – Вавилон. Граждане – подданные громадных монархических гос-в, больше не участвуют в упр своим гос-вом, чел становится более индивидуалистом. Особенности эллинистич философии: саморефлексия, комментирование и истолков старых философских текстов, центр внимания – этические проблемы, утрата проблематики Платона и Аристотеля, возвращение к досократике. Расцвет наук: Евклид (точка – то, что не имеет частей, линия, плоскость и т.п.; через точку можно провести 1 прямую, параллельную данной), Архимед (число пи, основной закон гидростатики = закон «Архимеда» о вытесненном объеме воды, равном объему погруженного тела).

Эпикур(еизм) (340 г. до н.э). Боролся с идеалистами и агностиками – доказывал материальность и познаваемость мира, противостоял суевериям, предрассудкам, магии. Для него философия – основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни. В основе его теории познания – каноны (мера, критерий). Критерий истины – в ощущениях (в отличие от Аристотеля и Платона, которые видят в разуме другой главный источник истины). Возможн восприятия отдаленных предметов объясняет в духе Демокрита (предметы = сами по себе и истекающие от них образы «идолы»). Душа телесна. Для достижения счастья надо 1) отсутствие телесного страдания 2) невозмутимость души 3) дружба. “Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет”. Жизнь – вот главное наслаждение. Сущ много целостных миров, отлич друг от друга и отлич разл ступенями развития.

Стоики. Вторая, после эпикуреизма, новая эллинистическая философск школа (конец 4 в. до н.э. – конец 3 в до н.э., был вытеснен неоплатонизмом). Зенон: (335-263 гг. до н.э.). Пропагандировал свое учение в афинском портике (галерея) = «стоа» (по-древнегречески) => от этого и пошла название школы. Зенон умер, задержав дыхание (самоубийство). Философия: физика, этика, логика (исслед внутренней и внешней речи). Единственный источник знания – ощущения (сенсуалисты). Душа новорожденного – чистый папирус. Объективный мир познаваем. Физика стоиков – объективно существуют  только тела. Вслед за Гераклитом считали огонь первичной субстанцией. В отлич от эпикур.: мир – единое органич целое. Бог – деятельная и творческая сила самой материи, заложенное природой в саму себя программа ее деятельности. Души смертны, но некоторые (особо устойчивые ) могут после смерти еще сущ до ближайшего мирового пожара. Этика: повиновение судьбе, умеренно-радостное состояние духа. Ничего не зависит от нашей воли, но от нее зависит, как мы будем к этому относиться. А относиться надо – равнодушно. Единство: едины люди, животные и т.п. => высшая цель людей – преодолеть все то, что их разъединяет (этнические, расовые и др.).

Скептики. От «скепсис» – рассматривание, разглядывание, колебание. Скепт. – направление в гносеологии, вид агностицизма – всякое знание недостоверно, учение о принципиальной непознаваемости мира. Скептицизм: полный (отриц возможн достоверн знания) и частичный (отриц возм достоверн знания о чем-либо). Частичные скептики: софисты (но уверенно рассуждали о происхождении религии, законов…), Платон (отриц достоверн чувств знания, но был уверен в достижении истины на уровне интеллектуального знания). Т.о. полный скептицизм – эллинизм. Пиррон (360-270 до н.э.)- родоначальник. Для него скептицизм – своеобразный образ жизни (не спас тонущего учителя). Центр внимания – проблема счастья. Сделал вывод: все философы противоречат друг другу => мы не можем знать, что такое мир, все относительно, все вещи непознаваемы => надо воздерживаться от суждений. Но если Эпикура спокойствие идет от знания, то у Пиррон от отказа от знания.

Эклектизм. (от «эклего» выбираю, отбираю), эклектик – тот, кто выбирает и отбирает лучшее. Принято употреблять с отриц. Значением – ненаучный методологических прием, соединение несоединимого и т.п. (II – I вв. до н.э.).

 Римская философия начинается II – I вв до н.э. с эклектизма после окончания греческой философии. (Цицерон, Варрон, Лукреций, Колумелла (с/х), Сенека (стоицизм), Марк Аврелий (стоицизм).

Неоплатонизм (III век). Плотин – думал о себе как о истолкователе Платона. Наблюдается возврат к мифологии. Т.о. неоплатонизм – учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку. Восхождение к единому – экстаз (мистическое познание бога путем переживание его в самом себе).

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *