Принцип радикального сомнения в философии Декарта

Рене Декарт (1596-1650 гг.) – один из основоположн европ философии Нового времени. Родился во Фр, писал свои труды в Нидерландах. Философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно придти к твердым, точным, достоверным выводам. Рационалистический метод: традиционная логика не эффективна для открытия новых истин => (противоположность эмпирическому методу Бэкона – опытное выведение аксиом). Но Декарт не пренебрегал опытами, т.к. считал не считал, что истина просто так появляется из головы, но основное значение придавал интеллектуальному фактору. Методологическое (радикальное) сомнение: борьба против скептицизма, хотел преодолеть его изнутри; ему надо было найти достоверное в метафизике – первоначальная природа бытия (т.к. это фундамент его философии). В основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается сомнения. Считал, что сомневаться нужно во всем содержании нашего знания => учение о сомнении и его преодолении. Декарт повторяет рассужд скептиков о недостоверн чувств знания – палка, опущенная в воду, кажется сломанной. Но сомнению можно подвергнуть и положения математики, но (за исключением ошибок) этого делать не стоит. => из пучины сомнений нам позволяет выбраться то, что «сомневающийся всегда мыслит» (поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, “что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей) – «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).

Представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире.

Допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная или телесная. Ее атрибут – протяженность. Другая субстанция – духовная. Ее атрибут – мышление. Бог «объясняет» гармоничное существование этих двух субстанций.

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Принцип радикального сомнения в философии Декарта»

  1. Перегон говорит:

    Что за страна Фр? Философия это не физика, а математика, математика и ещё раз математика!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *