Этапы развития культуры Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800 – 2250 лет до н. э.), второй – Среднее Царство (2050 – 1700 лет до н. э.), третий – Новое Царство (1580 – 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

 

Сложение древнеегипетского искусства

 

Во второй половине  4  тысячелетия  образовались  два  больших  государственных

объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э.  Юг  подчинил  себе

Север. Возникло единое египетское государство.

Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и  устраивал

навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно  появились

хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и  обмазанные

глиной, в которых верхушки тростников связывались  наверху,  образуя  крышу.

Жилища вождей  племен  и  племенные  святилища  вначале  делались  таким  же

образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища  или

в его  ограде  укрепляли  фетиш  –  изображение  почитавшегося  здесь  духа.

Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец.  Перед  жилищем

устраивали двор, обнесенный оградой, а позже – стеной.

Погребения вначале  также  имели  форму  простой  овальной  ямы,  выстланной

в подражание жилищам людей. То, что  первоначальные  формы  жилищ,

святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что  все

они мыслились именно обиталищами  людей,  духов,  мертвых. 

 

Искусство времени Древнего царства

 

Столицей Египта – Мемфис, расположенный в  начале  дельты

Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. 

Памятники  Мемфиса  сохранили   нам   древнейшие   произведения   египетской

литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который  внес

огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего  царства  вообще  был

временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой  формы

государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи,  и

характер  египетского  искусства,  и  соотношение  его   видов,   постепенно

сложились основные типы архитектурных памятников.

Для истории египетской  архитектуры  большое  значение  имело  строительство

царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные  средства.  Именно

здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Построенная вблизи Мемфиса (на  месте  современного  селения  Саккара  около

Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и  дворов,

не  отличавшегося  еще  стройностью  общей  планировки.  Этот  ансамбль  был

расположен на искусственной террасе, окруженной  массивной  высокой  стеной,

облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и  состояла

как бы из семи масштаба,  поставленных  одна  на  другую.  Гробница  Джосера

примечательна не только формой пирамиды,  но  и  тем,  что  в  ее  молельнях

впервые был широко применен в  качестве  основного  строительного  материала

камень.

.

Исключительное место в  египетском  искусстве  занимает  знаменитый  Большой

сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая  скала,

которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была  обработана  в

виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части  были  .добавлены  из

соответственно обтесанных известковых плит.  Размеры  Сфинкса  огромны:  его

высота – 20 м, длина – 57 м.  На  голове  Сфинкса  надет  царский  полосатый

платок, на лбу  высечен  урей  –  священная  змея,  которая,  по  верованиям

египтян,  охраняет фараонов и богов,  под  подбородком  видна  искусственная

борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса  было  окрашено

в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие  и  красные.  Несмотря  на

гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные  портретные  черты

фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище  с  лицом  фараона,

должен был внушать вместе с  пирамидами  представление  о  сверхчеловеческой

мощи правителей Египта.

 

Искусство времени Среднего царства

Еще первые фараоны-фиванцы, желая  подчеркнуть законность обладания  престолом,  стремились  подражать  памятникам  могучих владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова  в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в  виде  пирамиды  тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере,  порвав

связь  с  гробницами  предков,  –  шаг  достаточно  трудный,   если   учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление  фараонов  начала  XII  династии  подражать  памятникам  Древнего

царства заставило египетских зодчих  вернуться  к  образцам  этого  периода.

Планировка  пирамид  и  заупокойных  храмов  начала  XII   династии   и   их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц  фараонов  V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии  сооружение  гигантских

каменных пирамид было уже  невозможно,  что  и  отразилось  на  масштабах  и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно  уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным  материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ  кладки

пирамиды.  Основу  ее   составляли   восемь   капитальных   каменных   стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и  к  середине  каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие  восемь  стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом  или  песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг  с  другом

деревянными креплениями. Такая облицовка  в  основном  только  и  сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что  эти  пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин.  Разумеется,  в  момент

сооружения пирамид недостатки  техники  были  скрыты  облицовкой,  и  внешне

пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы  царей

Древнего царства.  Так  же  как  и  раньше,  к  восточной  стороне  пирамиды

примыкал небольшой по сравнению  с  самой  пирамидой  заупокойный  храм,  от

которого шел проход к храму в долине.

 

Особый  интерес  представляют  находимые  в  гробницах   группы   деревянных

статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые  бытовые  сцены

Эти  статуэтки,  помещавшиеся  в гробницы  для   служения   вельможе   в   потустороннем   мире,   отличаются разнообразием  поз,  живостью  и   непосредственностью.  

Наряду с творческой  переработкой  наследия  Древнего

царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала  с  приподнятым

средним  нефом,  пилоны,  колоссальные  статуи,  поставленные  вне   здания,

увеличение  заупокойного  храма  по  сравнению  с  самой   пирамидой,   рост

реалистических тенденций и блестящее  их  проявление  в  ряде  памятников  –

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

 

Искусство времени Нового царства

Для искусства Египта  этого  периода  становится  характерным  стремление  к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным  изяществом.  В  процессе

сближения Египта с  культурами  Сирии,  Крита,  Двуречья  также  расширились

горизонты,  изменились  многие  понятия,  оживился  весь  темп  общественной

жизни.

Ведущую роль в искусстве  XVIII  династии  играли  Фивы,  где  были  созданы

лучшие произведения  искусства  рассматриваемого  периода,  в  том  числе  и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое’ положение Фивы заняли  не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала  их  родине,

Фивам, блестящий  ореол  столицы  победоносной  страны.  Грандиозные  храмы,

пышные дворцы и дома  быстро  изменили  облик 

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов,  поражая  всех,  кто

приезжает в Фивы. Огромное пространство,  на  котором  некогда  располагался

город, все еще хранит следы его былой славы.

С  середины  периода  XVIII  династии  в   развитии   фиванского   искусства

намечается наступление нового этапа, который,  начинаясь  в  годы  правления

Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III  и  подготавливает

искусство Амарны.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа  III  Египет  давно

уже широко пользовался  плодами  своих  завоеваний.  Возросла  роскошь  быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики,  массивные

ожерелья…

 Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII  династии,  ярко

проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого  храма

было  сделано  свыше  двухсот   статуй,   показывает,   каким   событием   в

художественной жизни Фив было его сооружение и  каким  стимулом  оно  должно

было послужить для развития фиванской скульптуры. 

 

 

Искусство второй половины Нового царства

 

(14-11 века до н.э.)

 

Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной  власти

внутри страны и ее международного престижа. Для  успешного  проведения  этой

политики фараоны считали необходимым наряду с  мероприятиями,  направленными

на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной  мощи,  придать

возможно больший блеск  и  пышность  столице,  своему  двору,  храмам  своих

богов,  что  и  наложило  своеобразный  отпечаток  в   первую   очередь   на

архитектуру  периода.  Главным  объектом  строительства  был  храм  Амона  в

Карнаке,  расширение  которого  имело  двойное  политическое  значение:  оно

должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а  в  то

же время и прославить мощь новой  династии. 

Монументальностью  отличались  и  заупокойные  царские  храмы  на   западном

берегу,  и  вырубленные  в  скалах  гробницы  фараонов,  превосходившие   по

размерам и декорировке все, что было здесь создано раньше.

Из заупокойных царских храмов следует особо упомянуть храм Рамсеса  II,  так

называемый  Рамессеум ,  в  первом  дворе  которого   стояла

колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура,  весившая  1000

тонн и имевшая около 20 м в высоту.

 

 

Заключение

 

Проследив,  таким  образом,  ход  развития  искусства  Древнего  Египта   на

протяжении  его  длительного  существования.  Его   значение   для   истории

искусства других народов очень велико,  как  вообще  велико  значение  всего

культурного наследия, оставленного египетским народом.

Хорошо известно, что он создал  богатейшую  литературу,  впервые  в  истории

давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую  бесспорное  воздействие

на литературу греко-римскую,  древнееврейскую  и  арабскую;  что  египетская

наука с ее достижениями в области  астрономии  (календарь,  знаки  зодиака),

математики  (начатки   геометрии,   теорема   Пифагора,   измерение   объема

полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже  мозга  в

организме человека),  географии,  истории  заслуженно  пользовалась  высоким

авторитетом в античном мире и имела существенное значение как  для  развития

античной философии, так и античной науки, а через посредство  арабов  и  для

средневековой науки; что египетская  религия  сыграла  определенную  роль  в

развитии христианской обрядности и иконографии.

Искусство  Египта  явилось   богатым   вкладом   в сокровищницу  искусства  древнего  мира.

Запись опубликована в рубрике Культурология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *