Проблема соотношения формы, материи, вещи в философии аристотеля. Учение о причинах.

Аристотель (384-322 гг. до н.э). Был слушателем в Академии Платона (идеи: идея кошки, идея собаки и т.п.; тело смертно – душа бессмертна; знание – это припоминание; социальное зло в частной собственности). Он рано понял уязвимые места Платоновского идеализма (ид.: единственно подлинная реальность – воспринимаемая чувствами). «Платон мне друг, но истина дороже». В Афинах – философская Школа Ликей (перипатетическая = прогулочная, т.к. было много садов для прогулок). Логика – детища Аристотеля (наука о мышлении и его законах). Основной закон бытия: «Вместе существовать и не-существоать нельзя» => запрещается существование небытия самостоятельно, независимо от бытия. Аристотель – сторонник тождества бытия и мышления. Чувственный мир реален, но есть и сверхчувственный.

Вся философия Аристотеля – попытка разобраться в сущем, открыть его структуру и т.п. Сущность – ключ к сущему. (Фалес – сущность в воде, пифагорейцы – сущность числа, Платон – сущность потусторонние идеи).

Первоначала Аристотеля: формальное (форма – суть вещи; вечная), материальное (материя – то, из чего состоит вещь; вечная; все, что существует, состоит из материи и формы; вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма), целевое (все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью) и движущее (движущее приводится в движение чем-то; движущая причина – Бог, хотя сам он неподвижен).

Аристотель отрицает существование пустоты. Увековечил геоцентризм (признав, правда, шарообразность Земли), конечность и замкнутость космоса в пространстве. Аристотель – основатель биологии как науки, отец зоологии (как Теофраст – ботаники): к примеру, жевательный аппарат морских ежей называется «Аристотелев фонарь». Аристотель – не анимист: одушевлено лишь живое. Считает, что есть более и менее истинное.

Основатель логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Тогда не было слова «логика» => сам А. называл свою науку «аналитика». А. установил законы 1) запрещения противоречия 2) закон исключенного третьего (в отношении одного и того же не может быть одновременно истинно А и не-А). Силлогизм – открытие Аристотеля (2 посылки и одно нелогичное заключение).

Добродетель не дается нам от природы. От природы дается лишь возможность ее приобретения (спорит с Сократом, который говорит, что наличие знания о добродетели => 100%   человек будет поступать хорошо).

Государство для А. существует естественно, т.к. человек – существо политическое. А.  – за частную собственность (в отличие от Платона, которых видел в частной собственности зло).

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *