Философия сократа. Сократический метод.

 Первый философ-афинянин жил ок. 470-399 гг. до н.э.). Сам Сократ ничего не писал, пропагандировал свои взгляды устно. Его учение известно из: комедии Аристофана, сочинений Ксенофонта и диалогов Платона. Сократ был плохим семьянином, все время посвящал философским беседам и спорам. Был бескорыстен — не брал ни с кого денег за обучение, а поэтому имел много учеников. Ему однажды сказали, что нет никого мудрее его. Он стал общаться с теми, кого считал умнее, но увидел, что мудрость этих людей кажущаяся. Сократ решил, что он мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога. Говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократа обвинили в безбожии (расплачивался за физику Анаксагора. Как будто Сократ учил, что солнце — камень, а Луна — земля, но это было не так). Он сам себе назначил наказание — растительный яд.

В центре внимания Сократа — человек как нравственное существо. (Его не интересовала физика, природа). Цель философии Сократа — этические вопросы.

Метод Сократа (=майевтика, повивальное искусство. Цель — дать определение, понятие): метод субъективной диалектики (ведь если нет понятия, то нет и знания). Он был искусным собеседником. Прикидывался невеждой, просил своего собеседника объяснить ему что-то, а потом задавал вопросы, иронизируя. Его ирония — не скептика (истины нет) и не софиста (раз истины нет, считай истиной то, что выгодно) Он спорил с софистами (софисты —  агностики: мир непознаваем, Протагор — все истинно, Горгий — все ложно). Отстаивает объективную истину и объективность добра и зла — каждый человек может иметь сове мнение, но истина для всех должна быть одной.

Сократ: зная, что хорошо и что плохо, никто не будет поступать плохо (ему потом возражал Аристотель, т.к. иметь знание о добре и зле и уметь этим знанием пользоваться — не одно и то же).

До Сократа (и до софистов) осн предмет философии — природа. Сократ же утверждал, что внешний мир не познаваем, а можно познать только душу человека и его дела — это и есть задача философии.

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *