Философия конфуцианства

Родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551-479 гг.до н.э. У него было много учеников, которые записывали его мысли и свои. Так возникло главное конфуц сочинение «Беседы и наставления» — не систематическое и противоречивое. Это книгу всякий образованный китаец учил наизусть.

Небо — высшая сила=судьба, рок, дао. Разделял культ предков, но учил ставить живых выше умерших. Центр внимания — нравственные проблемы (взаимоотношения, воспитание, управление). Кун Фу-цзы идеализировал прошлое. Конфуцианская этика — «взаимность»+«золотая середина»+«человеколюбие»= «правильный путь» (дао). Когда его попросили выразить суть учения, ответил: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».  «Благородный муж» = человек, следующий конфуц моральным заповедям: следует долгу и закону, требователен к себе, живет в согласии с другими людьми (но не следует за ними), готов идти на смерть ради человеколюбия и своего долга перед гос-вом и народом, всесторонне развитая личность. Ключ к упр людьми — в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

«Исправление имен» — конфуц культ прошлого: надо приводить вещи в соответствие с их былым значением (большая роль в застойности и неподвижности всей общественной и культурной жизни в древнем и средневековом Китае)…к примеру, после смерти отца старший сын ничего не мог менять в доме и в семье 3 года.

Познание природы Кун Фу-цзы мало интересовало. Учение должно сопровождаться размышлением — «Учиться и не размышлять — напрасно терять время».