Теория познания Канта

ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ НАУКИ И АКТИВНОСТИ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И. КАНТА.

И. Кант (1724-1804). Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума» (критический период его творчества). Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» (чистое — «неэмпирическое», то есть такое к которому не примешивается ощущение).  Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной (вне опыта) деятельности сознания, а выявление это деятельности сознания в опыте — трансцендентальное исследование.

Кант называет свою философию «критической» (в противоположность догматической, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания). Кант, по его словам, совершает Коперниковский переворот в философии, тем, что первый указывает, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), а, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт = содержание материи, которое дается миром (вещь в себе, вещь сама по себе) + субъективная форма, познаваемая сознанием.

Докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего объекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. Доопытные формы чувственности — пространство и время — создают предпосылки достоверности знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности — рассудка. Рассудок — это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка — понятия и категории — конструируют предмет.

Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности — пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления — понятий и категорий — придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней определенные умозаключения. А каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может (т.е. Кант выдвигал требование: познай способности познания до того, как начнешь что-то познавать)

Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта => приходим к антиномиям — противоречивым взаимоисключ полож. (к примеру, мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени) То есть антиномии возникают там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе» (они закрыты для науки).

Этика: Существование Бога и свободы невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Соч. «Критика практического разума» (практ разум = совесть, руковод нашими поступками)

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Вступительные экзамены, Вступительный экзамен в аспирантуру, Философия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *