Отчет о проведении социологического исследования (методика составления)

Итоговый отчёт о проведённом исследовании предпочтений продукции компакт-дисков среди студентов 3 курса факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова.

Заказчик: студенты;

Исполнитель: студенты;

Временной промежуток: 2 месяца (октябрь-декабрь 2006 года);

Цели:

1. Выяснить, какую часть покупаемой продукции компакт-дисков занимает нелицензионная, а какую — лицензионная;

2. Определить, в каком из сегментов рынка компакт-дисков преобладает тенденция к росту предпочтений на лицензионную продукцию, а в каком эта тенденция проявляется слабее или наоборот, преобладает тенденция к росту предпочтений пиратской продукции;

3. Узнать, какие категории (молодые люди или девушки, более старшие курсы или более младшие) студентов являются более активными покупателями того или иного вида продукции, а какие менее;

4. Какой из сегментов рынка компакт-дисков наиболее популярен среди студентов, а какой является наименее популярным.

Методы: Анкетные опросы.

Результаты.

В общем и целом, гипотеза о том, что студенты больше предпочитают пиратскую продукцию, подтвердилась.

Общие предпочтения:

72,7%  — пиратская продукция

27,3%  — лицензионная продукция

Предпочтения по сегментам:

а) музыкальные компакт-диски:

67,3%  — пиратская продукция

32,7%  — лицензионная продукция

б) кино:

81%  — пиратская продукция

19%  — лицензионная продукция

в) компьютерные игры:

38%  — пиратская продукция

62%  — лицензионная продукция

г) софт:

92,4%  — пиратская продукция

7,6%  — лицензионная продукция

Гендерные предпочтения:

Наиболее активной по количеству покупаемых CD является мужская часть студентов. Примерное соотношение активности: 65% и 35%.

Наиболее предпочитаемым (популярным) сегментом рынка являются музыкальные компакт- диски. Общее соотношение: 42% — CD; 13,6% — кино; 11,5% — игры; 33,9% — софт.

Рекомендации.

Исследования показало, что большинство студентов 3 курса ФГУ по-прежнему предпочитают нелицензионную продукцию. Объясняется это не только чисто экономическими факторами, но берёт своё начало из уже укоренившихся представлений о лицензионной продукции как заведомо невыгодной трате средств. Большинство считает, что покупка пиратской продукции ничем не отличается от покупки лицензионной. Моральный фактор того, что они не кооперируют свою экономическую активность с теми, чью продукцию они приобретают (попросту говоря, не делятся и не поддерживают своих «кумиров»), не просто не останавливает студентов, но просто перед ними не встаёт как значимый. Студенты позиционируют себя исключительно как потерпевшая сторона, что финансовые потери, которые они понесут, купив лицензионный компакт-диск будут несравнимо большими, нежели потери, которые понесут правообладатели, если покупатель отдаст своё предпочтение пиратской копии. Однако стоит заметить, что нередко потери сравнимы и существует тенденция к выравниванию цен на оба вида продукции. Особенно это актуально сейчас, когда с пиратскими торговыми точками государством ведётся война, в которой побеждает последнее. Борьба ведётся в основном в самых центрах пиратской торговли, наиболее популярных местах, где студенты приобретают компакт-диски. Это борьба носит не только юридический, но и экономический характер. Государство педалирует не только постоянные проверки и штрафы при обнаружении ненадлежащей продукции на прилавках, но также использует экономические рычаги: повышение цены на аренду помещения, финансовые поощрения высокого уровня «белых» продаж. Всё это ведёт к тому, что пиратскую продукцию становится невыгодно покупать и продавать, так как её цена всё чаще становится равной цене лицензионной. И всё же эта тенденция пока не имеет очень мощного характера. Так, уровень цен на музыкальную лицензионную продукцию по-прежнему высок. Это объясняется высокой ценой закупок, связанных с перевозкой, высокой себестоимостью издания, малотиражностью, разностью ценовых планок в России и стран Западной Европы и Америки, откуда эту продукцию привозят. Кроме того, очень большую часть музыки даже не привозят из-за границы для продажи, не говоря уже о том, чтобы издать её у нас в стране. Особенно, кстати, это касается современной электронной музыки, которую официально в России практически не издают и которая тем не менее обретает среди студентов всё большую популярность (через локальные сети или через тех, кто эту музыку самостоятельно покупает за границей). Поэтому в сегменте предпочтений музыкальных компакт-дисков сейчас практически неразделимо властвует пиратская продукция.

Схожая ситуация с предпочтениями на рынке кино-CD и DVD. Но помимо вышеперечисленных факторов, здесь усиливается проблема неиздания в нашей стране большинства популярных художественных кинокартин. Особенно это касается фильмов 70-80-х годов, которые лицензированные лейблы нередко просто не издают. В то время как энтузиасты-пираты часто заполняют эту область и завоёвывают большую популярность, нежели наши лицензионные DVD, среди которых преобладают новинки Голливуда и отечественные, к которым у студентов может просто не быть интереса. Таким образом, в сегментах кино и музыкальных компакт-дисков на данный момент не намечается переворота ценностных ориентаций среди студентов, так же как и не существует никаких для этого предпосылок: специализированных магазинов, таких как «Союз» или «Трансильвания», где можно приобрести раритетные издания, по-прежнему немного, кроме того в общественном сознании они уже давно получили статус элитных и самых дорогих, поэтому студент, купивший там компакт-диск, будет непременно чувствовать себя обманутым, переплатившим и избегать таких мест. Что касается небрендовых торговых точек, то они просто не имеют широкого распространения, и большинство студентов о них попросту непроинформировано. Единственный путь, который может исправить ситуацию в этих сегментах  — это распространение купли- продажи через Интернет. Но эта область пока что ещё не имеет повсеместного распространения в России по объективным причинам: доступом во Всемирную Сеть пока ещё не все обладают. А если учесть тот факт, что об Интернет-торговле осведомлены как правило лишь продвинутые пользователи, то можно себе представить, как много времени потребуется для того, чтобы этот путь стал по-настоящему популярным. Да и нельзя сказать, что он является решением всех проблем, и люди перейдут на лицензию, ведь высокая цена остаётся высокой. Единственное, от чего страхует себя студент, приобретая компакт-диск непосредственно в иностранном магазине через Интернет, — это от наценок со стороны российских дистрибьюторов. Так что в любом случае это довольно большие затраты для среднего российского студента.       Несколько иная ситуация в предпочтениях в области игровых компакт-дисков. Надо сказать, что здесь картина наблюдается наиболее оптимистичная. В виду того, что сейчас растёт число российских лейблов («Бука», «Нивал», «1С», «Руссобит-М», «Soft Club»), локализующих западные игры, и издающих свои собственные, и что самое главное распространяющих их по разумной, сообразной финансовым возможностям наших студентов, ценам, компакт-диски, многие студенты без всяких колебаний покупают их. Эту тенденцию, начавшуюся примерно в 2003 году, и сейчас уже набравшую силу, можно объяснить несколькими факторами: 1) конкурентоспособность наших разработчиков на мировом рынке игровых продуктов (многие наши игры популярны на Западе); 2) высокое качество исполнения локализаций, намного опережающее любую пиратскую (этим, кстати, фирмы во многом обязаны пиратам, которые в своё время на одном лишь энтузиазме установили высокую планку локализации — вспомнить хотя бы Warcraft 2 или Blade Runner); 3) охват российскими издательствами почти всего рынка индустрии компьютерных развлечений; 4) наличие нескольких изданий — экономичного и подарочного. Собственно говоря, экономичные издания игр и торпедировали в своё время рынок, в результате чего ценовые категории пиратских и лицензионных изданий наконец-то стали сравнимы. Единственный момент, который позволит пиратству здесь в будущем сохраниться и уйдёт из общественного сознания только вместе с пиратством как явлением  — это предпочтение пиратской продукции в отсутствии лицензионной альтернативы. Ни для кого не секрет, что несмотря на всю мощь российского игростроя, на рынке всё же преобладают иностранные продукты. На то, чтобы их качественно локализовать, требуется время, порой немалое. Пираты пользуются этим, штампуя переводы за несколько суток после официального релиза и выбрасывая свой продукт на прилавки. Таким образом они получают кратковременное преимущество, но ввиду низкого качества своего продукта, уже сразу после выхода лицензионной версии его теряют.

Сегмент софта. Здесь ситуация сложнее. Всё дело в том, что софт не является столь однозначным и законченным видом продукции, как игровые программы.

Они часто имеют небольшой размер и требуют постоянного контакта с разработчиком (обновления). Данный сегмент наименее по карману нашим студентам. Дело не только в цене, но и в психологии нашего пользователя. Он никак не может смириться с мыслью, что даже за несколько строчек кода, из которых состоит столь нужная программа, нужно платить. Для него куда естественнее купить 1 компакт-диск с множеством разных программ, а не покупать каждую по отдельности. Впрочем, покупать большинство программ у нас можно только через Интернет. На носителях продаются только большие программные пакеты. В связи с этим у пиратства в этом сегменте довольное большое будущее.

Запись опубликована в рубрике Социология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *