Конфуцианство — история культуры

Фундаментальную роль во всей истории этической  и  политической  мысли

Китая сыграло учение Конфуция.  Его  взгляды  изложены  в  книге  «Лунь  юй»

(«Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении  многих веков эта книга оказывала значительное  влияние  на  мировоззрение  и  образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети,  к  ее  авторитету  апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

      Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций  развивал  патриархально-

патерналистскую  концепцию  государства.  Государство  трактуется   им   как

большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти  отца,  а

отношения правящих и подданных — семейным отношениям,  где  младшие  зависят

от старших.

Cоциально-политическая иерархия  строится на принципе неравенства  людей:  «темные  люди»,  «простолюдины»,  «низкие», «младшие»  должны  подчиняться  «благородным  мужам»,  «лучшим»,   «высшим», «старшим». 

Конфуций  выступал  за  аристократическую  концепцию

правления,  поскольку  простой  народ  полностью  устранялся  от  участия  в

управлении государством.

      Правда,  его  политический  идеал  состоял  в  правлении  аристократов

добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая  им

едеальная  конструкция  правления   отличалась   от   тогдашних   социально-

политических реалий и  благодаря  этому  обладала  определенным  критическим

потенциалом.

       Будучи  сторонником  ненасильственных  методов  правления,   Конфуций

призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения  на

началах добродетели.

       Основная  добродетель  подданных  состоит,   согласно   Конфуцию,   в

преданности правителю, в послушании  и  почтительности  ко  всем  «старшим».

Политическая этика Конфуция в целом  направлена  на  достижение  внутреннего

мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

 

 Помимо  чисто моральных факторов он  обращает  внимание  и  на  необходимость  преодоления процессов  поляризации  богатства  и  бедности   среди   населения.   «Когда

богатства распределяются равномерно, — отмечал он, — то не  будет  бедности;

когда в стране царит гармония.

      Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении

Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления

имен» — привести «имена» (т.е. обозначения социальных, политических и

правовых статусов различных лиц и грпп населения в иерархической системе

общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и

ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствуюее ему имя,

чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын —

сыном, протолюдин — простолюдином, подданный — подданным.

     

О личности и биографии Конфуция

 

 

      Конфуций — это латинизированное имя Кун-фуцзы  —  Confucius,  то  есть

учитель Кун.

      Как отмечает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона[1], Конфуций — знаменитый

китайский ученый (551-479  гг.  до  н.э.),  имя  которого  было  Чжун-ни,  а

прозвание Цю,

      Согласно легенде, в 480 г. во  время  охоты  был  пойман  баснословный

зверь Ци-Линь,  и  Конфуций  счел  это  за  предзнаменование  своей  близкой

смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу  —  Чунь-цю

(с 722 по 481 гг.), которую считал самым важным своим трудом: «По  ней  люди

узнают меня, и по ней люди осудят меня».

      Преобладающее влияние  Конфуция  на  китайскую  культуру,  мышление  и

социальную жизнь, особенно на средние образованные классы и  чиновников,  по

сравнению  с  влиянием  других  мыслителей,  объясняется,  главным  образом,

общедоступностью  его  этических  положений,  основанных  на  гуманности   и

свободных  от  мистики  и  сверхъестественного.  Преимущественное   изучение

конфуцианских классиков и их знание считались необходимыми для всех.

      Конфуцианство  давало  кодекс  морали,  являвшийся  в  то   же   время

политическим кодексом. Значительную долю его влияния следует приписать,  по-

видимому, тому факту,  что  Конфуций  являлся  хранителем  и  истолкователем

древних идеалов Северного Китая, как он сам об этом говорит.

 

Запись опубликована в рубрике Культурология с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *