Барокко. Эпоха Нового времени.

Эпоха Нового времени

Полтора века от начала английской буржуазной революции  (1640  г.)  до начала французской буржуазной  революции  (1789  г.)  вошли  в  историю  под названием  Нового  времени.  Новое  время  представляет  собой   глубочайшие культурные   истоки   современной   западной   цивилизации   со   всеми   её достоинствами и недостатками. В этот  период  произошёл  великий  культурный переворот, с одной стороны, коренным  образом  изменивший  миросозерцание  и обыденное мышление людей, что существенно отразилось и  на  их  повседневной жизненной практике, а с другой стороны — во многом определивший русло  всего будущего развития народов Европы.

 

       В  европейских  странах  в  17  в.  Наступил  кризис,   который   был

охарактеризован историками как «всеобщий». И это не только по  той  причине,

что кризис охватил большинство европейских стран, но и прежде всего  в  силу

того, что он оказал влияние практически на все стороны общественной жизни.

      Буржуазные революции в Нидерландах (1566-1609 гг.) и в  Англии  (1640-

1688 гг.) дали миру первые  образцы  буржуазного  строя.  Старый  феодальный

порядок  подрывали  многочисленные  народные  восстания. 

Синхронность  этих проявлений кризисных общественно-политических ситуаций свидетельствовала  об универсализме глубинных противоречий,  процессов,  не  знавших  национальных границ.

       Столь  же  общеевропейский  характер  носили  сдвиги  в  ментальности

европейских народов.

 

      Отмечавшийся с наступлением 17 в. кризис в художественной  сфере  имел

в  пределах  европейского  континента  многообразные  и  в  высшей   степени

противоречивые проявления.

Для нового времени характерны многие художественные направления  и

стили. Два основных для 17-18 вв. — барокко и классицизм.

      Проявления барокко легко  определить  по  богатству  пространственного

разворота,  стремительному  движению,  пышной   орнаментации,   изломанности

линий, вычурности, обилию скульптурных украшений, парадности в  архитектуре,

скульптуре и живописи, в конфликтном  раскрытии  человеческого  образа,  его

повышенной эмоциональности в литературе и музыке.

      Барокко  зародился  в  Италии,  являясь  в  целом  стилем,  отражавшим

преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства.

      Общие принципы барокко были порождены кризисным  состоянием  общества,

которое проявилось в ходе Реформации буржуазных  революций,  в  столкновении

научных и религиозных представлений о  мире.  Поэтому  в  искусстве  барокко

духовное находилось  в  контрасте  с  материальным.  Художники  этого  стиля

стремились запечатлеть движение,  нереальность,  сказочность  мира.  Лоренцо

Бернини (1598-1680) был самым ярким мастером римского  барокко.  Архитектор,

скульптор, живописец, он наиболее полно вобрал изящность стиля со всеми  его

достоинствами и недостатками. Главное и наиболее  величественное  сооружение

католического Рима- собор св. Петра. Однако самое  незабываемое  впечатление  от

барочного Рима 17  в.  производит  площадь  перед  собором  св.  Петра.  Это

грандиозное творение Бернини, состоящее из 284  колонн,  обнимает  в  четыре

ряда огромное пространство.

       В  барочной  литературе  жизнь  человека  была   представлена   цепью

трагических случайностей собственных страстей. Типичным явлением эпохи  было

напыщенная  галантно-эротическая  лирика  итальянского  поэта  Д.  Марино  и

порождённое им целое направление в поэзии, так называемый «маньеризм».

      Для музыки барокко были характерны контрасты «высокого»  и  «низкого»,

духовного  и  материального,  покоя  и  экстаза.  Тяготение   художественной

культура 17  в.  к  синтетическому  объединению  различных  видов  искусства

получило отклик в  блестящем  расцвете  итальянской  оперы  и  возникновению

новых музыкальных жанров — кантаты и оратории.

       Элитарность,  мистика   характерны   для   искусства   барокко.   Оно

прославляло монархов, католическую церковь, вельмож. Пышность,  изысканность

барочных церквей и дворцов, литературы и музыки демонстрировали прочность  и

надёжность власти, богатства.  Зрелищность  была  самой  массовой  приманкой

католицизма.  Подразумевалось,  что  под  эгидой   власти,   имеющей   право

отпускать грехи,  все  католики  могут  созерцать  великолепие  и  упиваться

зрелищами в отличие от протестантов, обреченных на скудную и сухую  простоту

оголённых церквей.

Запись опубликована в рубрике Культурология с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *